Почему авиапассажиры переплачивают за билеты или как улететь дешевле

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

cyprus

Translator / Перевод




Click here to see other languages



Главная Туризм Кипр: Туризм Кипра Почему авиапассажиры переплачивают за билеты или как улететь дешевле

Почему авиапассажиры переплачивают за билеты или как улететь дешевле

E-mail Печать PDF
Кризис заставил компании уменьшить расходы, но снижать тарифы пока никто не спешит...

В стоимости авиабилетов - логики никакой. Можно до Сиднея за 25 тысяч рублей улететь, а в то же время билет из Москвы до Томска (где всего 4 часа лета) стоит те же самые деньги. При этом никого не волнует, что в первом случае надо преодолеть расстояние в 15 тысяч км, а во втором - и 3 тысяч не набегает. Кому выгодны такие диспропорции? Почему авиакомпании завышают цены на билеты, в то время как стоимость керосина снизилась в два раза, а желающих летать из-за кризиса становится все меньше? Где она, справедливая цена полета? "Комсомолка" попыталась разобраться в проблеме.

Почему так дорого?
Сложная тарификация авиаперевозок уже вызвала интерес у Федеральной антимонопольной службы. Сейчас специалисты ФАС обещают во всем разобраться. Проверят и тот факт, почему билеты не упали в цене даже в то время, когда нефть стоила около $30 за баррель. Первые судебные дела уже прошли. "Аэрофлот" оштрафовали на 15% от выручки за то, что завышал цены на маршруте Красноярск - Норильск. За билет в оба конца гражданам приходилось отдавать по 36 тысяч рублей.

Главная причина высоких тарифов - монополизм. На многих рейсах как внутри страны, так и за рубеж летают одна-две компании. Естественно, отсутствие конкурентов позволяет завышать цену: людям-то деваться некуда. При этом авиаторы жалуются, что рентабельность их бизнеса не превышает 5%. В 2008 году "Аэрофлот" получил 5 млрд. рублей чистой прибыли (доходность - около 6%), а сейчас вообще работает себе в убыток.

Эксперты находят еще несколько причин. Во-первых, самолеты должны вылетать регулярно, а не только в выходные дни, которые удобны большинству путешествующих. Вот и приходится повышать цены на перелеты выходного дня и занижать в будни. Летний сезон для авиаторов - традиционный сенокос. К примеру, тарифы на некоторые направления подорожали почти в 10 раз. Цена билета из Москвы до Хабаровска выросла по сравнению с апрелем с 8 до 50 тысяч рублей (все льготные билеты, о которых говорило правительство, выкуплены вплоть до сентября). На южном направлении вообще доходит до абсурда. На начало августа авиакомпании предлагали билеты в Сочи по 20 тысяч рублей в обе стороны (еще в мае туда можно было улететь за 5 тысяч). За те же деньги можно купить путевку "все включено" в Турцию или Египет на 8 - 10 дней.

В авиакомпаниях это объясняют просто: мол, до этого мы продавали билеты на 20 - 30% ниже себестоимости, а теперь возмещаем убытки. Благо спрос на южные направления летом стабильно высок, несмотря на кризис.

- Бизнес авиакомпаний многогранный, - говорит Олег Пантелеев, глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт". - Они используют программно-аналитический комплекс "Система управления доходами". Он предлагает им оптимальную схему, которая будет приносить максимальную прибыль. Логика простая: у них есть возможность продать билеты подешевле, но при этом загрузить самолет как можно больше. Но можно поступить и наоборот.

Давят на авиаторов и те факторы, на которые они не могут повлиять. Это цены на авиакеросин и услуги аэропортов. Проблема в том, что в большинстве российских городов есть лишь один аэропорт и один топливозаправщик, которые покупают керосин у единственного на весь регион нефтеперерабатывающего завода. Вот и гнут цены. В условиях всеобщей монополизации трудно сокращать затраты. Но, как показывает практика, все же можно.

- Многие компании просто неэффективно работают, - говорит Виталий Коренюгин, представитель первого в России дискаунтера SkyExpress. - К примеру, у нас на одного сотрудника приходится 2500 перевезенных пассажиров за год.

У других компаний этот показатель около 700 пассажиров.

"Горящих билетов не будет"
В кризис авиаторы испытывают серьезные проблемы. Объем перевозок в первые 6 месяцев этого года упал на 18%. Средняя загрузка борта снизилась до 70,5%. У "Аэрофлота" и того меньше - 62%. Что мешает авиакомпаниям снизить цены и посадить в самолет больше пассажиров?

- На самом деле для авиакомпаний загрузка 60 - 70% - вполне нормальный результат, - считает Евгения Конколь, президент группы компаний "Спектрум" (занимается чартерными авиаперевозками и турбизнесом).

Но зачем отказываться от дополнительной прибыли? К примеру, в Европе есть интересная услуга - "Полет последней минуты". Это аналог "горящих путевок", которые в последний момент стоят дешевле, чем если заказывать заранее. Действительно, компании лучше продать место хотя бы за 30 - 50 евро, чем отправлять в полет пустые кресла. Российские авиаперевозчики перенимать такую практику не спешат.

- В Европе сложилась парадоксальная ситуация с продажей той же одежды, - поясняет Евгения Конколь. - Народ ничего не покупает, а ждет распродаж. Сама видела в Милане: в первый день скидок - очередь на полквартала, как у нас в советское время. Наши авиакомпании опасаются подобной ситуации.

Но если повысить прибыль никак не получается - значит, надо сокращать издержки. Когда приспичило (наступил кризис), оказалось, что сделать это вполне под силу. Новый глава "Аэрофлота" Виталий Савельев буквально за пару месяцев сократил расходы своей компании на 2009 год с $3,37 млрд. до $2,52 млрд., то есть почти на треть. И в течение 2 - 3 лет пообещал уволить 6 из 15 тысяч сотрудников. Пожертвуют в первую очередь региональными представительствами. Ведь, к примеру, для обслуживания одного рейса в сутки в офисе "Аэрофлота" в Дели работают 53 человека.

- Оказывается, в "Аэрофлоте" машина с водителем была даже у начальников отделов, - пояснил Савельев в интервью газете "Ведомости". - Сейчас машинами с водителями пользуются только мои заместители, директора департаментов садятся за руль сами, а дальше машины никому не положены. Только это дало экономию в 157 млн. рублей.

Кроме того, компания отказалась от дорогущего ребрендинга, нескольких офисов в центре Москвы и займется автоматизацией процессов внутри компании, в том числе модернизирует систему покупки электронных билетов. Тем не менее о снижении стоимости билетов речи пока не идет.

Как снижают расходы лоукостеры
Большинство идей по экономии расходов "Аэрофлот" взял не с потолка. В последние годы во всем мире появилась куча авиакомпаний, летающих "по смешным ценам". Называются они дискаунтерами (от английского слова "discount" - скидка) или лоукостерами (от англ. low cost - низкая стоимость). Их главный плюс - дешевые билеты. Но чтобы добиться этого, им приходится экономить практически на всем. Схема проста: нет лишних людей, трат, услуг и техники, а все процессы максимально автоматизированы.

- Наш принцип - летать часто, много и с большим числом людей, - поясняет Виталий Коренюгин. - На каждый из наших самолетов налет в сутки составляет 13 часов. Обычные компании считают хорошим результатом налет в 8 - 9 часов.

Тем не менее все эти плюсы действуют только при покупке билетов заранее. Чем выше наполняемость борта, тем дороже будет тариф. И за день до вылета билеты у лоукостеров могут быть даже дороже, чем у традиционных авиакомпаний. Да и излишняя экономия часто выходит дискаунтерам боком - немало случаев, когда их рейсы опаздывают, а пассажиры часами ждут вылета.

Как бы то ни было, кризис должен внести ясность на авиационный рынок. Ведь именно сейчас, когда оклады у многих упали, все сильнее хочется голосовать рублем.

Как улететь подешевле
Если вам еще нет 26 лет, то можно оформить молодежную или студенческую карту (ISIC, ITIC). Она поможет сэкономить до 20 - 30% от стоимости билета на многие компании.

Билеты всегда лучше брать сразу туда и обратно. Так дешевле. К примеру, при заказе билета в Барселону рейс только туда обходится в 38 тысяч рублей. А билет "туда и обратно" - в 21 тысячу рублей.

Покупать билет на самолет лучше заранее. Покупая билет в день вылета, придется переплатить в несколько раз.

Обычно самые дешевые билеты - на рейсы, которые вылетают со вторника по четверг. Зато много желающих улететь в пятницу, а вернуться в воскресенье или понедельник, соответственно и билеты на эти дни дороже. Билеты дешевле на те рейсы, которые вылетают в неудобное время: рано утром или поздно вечером.

Следите за специальными акциями авиакомпаний и распродажами.
 

Курс валют

Курс ЦБ РФ USD на сегодня,
05.05.2024 составляет

91.6918 руб
за 1 USD
Курс ЦБ РФ EUR на сегодня,
05.05.2024 составляет

98.5602 руб
за 1 EUR

Голосование

Планируете ли вы купить недвижимость за рубежом?
 

Рекомендуем

Акции и самые выгодные предложения магазинов, авиакомпаний, собственников и агентств недвижимости
Коммерческая недвижимость Московской области  
Московская недвижимость
Коммерческая и жилая недвижимость в Москве и Московской области - Аренда и Продажа -