Об этом мы узнаем в апреле 2011 года. Министерство транспорта Республики Кипр объявило международный тендер на разработку технико-экономического обоснования создания железнодорожной транспортной системы, которая свяжет Никосию с Лимассолом и Ларнакой. За 286 тысяч евро, которые выделят Кипр и Евросоюз, победитель конкурса сможет понять, будет ли жизнеспособным железнодорожное сообщение на Кипре.
Компания, которая выиграет тендер, должна будет представить к апрелю 2011 года результаты исследования и оценку создания сети железных дорог на Кипре. Исследование позволит ответить на вопрос, насколько осуществимо с технической и экономической точек зрения строительство железной дороги на острове. Подготовка такого проекта будет финансироваться правительством Республики Кипр и Фондом трансъевропейской транспортной системы Евросоюза.
Новость о поездах на Кипре звучит как первоапрельская шутка, однако правительство настроено вполне серьезно. По словам заместителя министра транспорта Макиса Константинидиса, в некоторых районах скопление автотранспорта уже превышает все разумные пределы. Поэтому железнодорожное сообщение поможет разгрузить кипрские дороги.
Стоимость земли на Кипре довольно высока, поэтому властям надо подумать, где они собираются прокладывать железнодорожное полотно. Г-н Константинидис считает, что рельсы могут быть проложены вдоль скоростных шоссе, что поможет сократить расходы на выплату компенсаций за землю, которую заберут под железную дорогу.
Напомним, что в первой половине XX века железная дорога на Кипре существовала. Она соединяла Фамагусту с Никосией и Морфу. С 1905-го по 1951 год по 76-мильной железной дороге были перевезены 7 348 643 пассажира. Время от времени им мешали козы и овцы, и тогда пассажиры высыпали наружу, чтобы сыграть в футбол с жителями близлежащей деревни.
В качестве топлива использовался уголь, который поставлялся в доки Фамагусты из Великобритании. Поездка из Никосии в Фамагусту со всеми остановками занимала два часа и обходилась пассажирам в 3-6 пенсов. Путешественники часто жаловались на медлительность поезда — случалось так, что самые нетерпеливые пассажиры могли идти быстрым шагом рядом с вагонами, не отставая от них.
Одной из главных проблем Кипрской железной дороги были, нет, не безбилетники, а… реки. Если летом они мелели или совсем пересыхали, то зимой, в сезон дождей, превращались в бушующие потоки, смывающие все на своем пути. Последний поезд отправился из Никосии в Фамагусту 31 декабря 1951 года.