Россияне расстаются со звездами, но не с морем

19.08.2009 15:41 cyprus
Печать

Вопреки опасениям туроператоров, неоднократно озвученным в преддверии летнего сезона, отдых для россиян не перестал быть приоритетом и граждане не отказались от него, невзирая на нехватку денег, страшилки главного санитарного врача и призрак очередной волны кризиса.

 Визит в три-четыре выбранные наугад турфирмы озадачил: практически все недорогие туры были раскуплены на три недели вперед, отдых в Греции предлагался уже только «навороченный» («извините, все разобрали!» — разводили руками менеджеры), а в Турцию на две недели вперед удалось найти единственный вариант более-менее бюджетного отдыха – по 20 тыс. рублей на человека на 8 дней. Менеджеры турфирм честно предупреждали, что на горящие туры не стоит рассчитывать: просчитавшиеся в прогнозах туроператоры сами «пролетели», и теперь у большинства либо нет брони в отелях, либо мест в чартерах.

Примечательно, что буквально караваны путешественников направлялись на Средиземноморье почему-то из Татарстана, Пермского края и Сибири, причем такие туристы, в отличие от москвичей и петербуржцев, позволивших себе лишь 8-10 дней отдыха, покупали как минимум 3-4-недельные туры и на местах гуляли по-крупному. 

 По данным пресс-службы Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), все ведущие туроператоры Петербурга начинали сезон с опаской, а потому заказывали меньше чартеров и бронировали меньше гостиниц. В середине сезона им пришлось срочно увеличивать количество самолетов и мест на наиболее популярных курортах.

Общая тенденция – отсутствие глубины продаж. То есть туристы покупают отдых буквально в последний момент в отличие от прошлых лет, когда туры бронировались зимой и весной. 

Абсолютно все представители турбизнеса говорят еще об одной тенденции сезона: туристы, не отказываясь от отдыха в целом, значительно экономят на дополнительных экскурсиях и развлечениях. Кроме того, сокращается и длительность тура.

По мнению вице-президента РСТ Сергея Корнеева, нынешний сезон похож на 2006-2007 годы, но уступает «жирному» 2008-му. «Меньше страдают массовые, недорогие направления и те, где раньше не было демпинга, — говорит Корнеев. – В целом спрос понизился на одну звезду. Наиболее сильно кризис ударил по среднему классу: мы ощущаем, что сегмент туристов, готовых потратить от тысячи до трех тысяч долларов, сократился на 30%. Зато увеличилось количество туристов, способных выложить не более тысячи долларов. Это объясняется, в частности, притоком в эту категорию туристов среднего класса».

 Общим моментом для большинства турфирм стал также массовый отказ от дорогих турпродуктов. Сейшелам и Гавайям россияне предпочли «старых знакомых»: Грецию, Кипр, Турцию, Болгарию и Египет. При этом, по оценке Корнеева, элитный туризм с ценовой планкой от $3 тыс. на человека меньшим спросом пользоваться не стал, однако турфирмы не рискуют предлагать новые неизученные направления, а также очень дорогой экзотический отдых.

Примечательно, что в начале сезона авиаперевозка подешевела на 15-30%, но, оценив ситуацию, авиакомпании вновь подняли цены. Как, впрочем, и многие отели. Получается, что больше всего сэкономить удалось тем, кто отправился на отдых в мае-июне.

В то же время сентябрь и октябрь, по оценке турфирм, продаются хуже июня, июля и августа, но при этом заметна общая стабилизация туристического рынка. Как отмечает президент РСТ, «рынок выжидает, но при этом радует, что в целом россияне от отдыха отказываться не намерены».

Однако турфирмы не питают иллюзий и по поводу предстоящего зимнего сезона, особенно рождественского отдыха. Впрочем, туристов это может несколько обнадежить: можно ожидать более выгодных предложений.