Секреты древнего Куриона - античный город близ Лимассола

05.09.2009 10:15 Лариса КОЛЕСНИКОВА
Печать

Курион(греч. ???????) — античный город на Кипре близ современного Лимассола, существовавший с древних времён XII в. до н. э. до Средних веков. Это одна из самых известных археологических достопримечательностей Кипра. Считается, что его построили греки, участвующие в Троянской войне. Древний город стоял на 70-метровом утесе, что должно было обеспечить безопасность жителей.

Курион погубило сильнейшее землетрясение в IV в., а последние обитатели покинули его в VII в., спасаясь от набегов арабских завоевателей. В середине XIX века огромное количество исторических ценностей было вывезено с острова иностранцами.

На месте бывших домов и римских бань (терм) сохранились мозаики. Изображения на них рыб и птиц - символов раннего христианства доказывают, что жители Куриона приняли христианство приблизительно в IV в. н.э. Интересные напольные мозаики сохранились в Нимфее, Доме Эвстолия, Доме Ахиллеса и Доме гладиаторов.

Греко-римский амфитеатр Куриона, построенный во II в. до н.э. и отреставрированный в 1963 г. Обращен подковой в сторону моря и может вместить себя 3500 зрителей. Сегодня в летние месяцы в театре по-прежнему устраиваются представления греческой трагедии, спектаклей и проведения концертов.

Ниже кромки археологической зоны, у края бухты, находиться длинный пляж с серо-бурым песком и крупной галькой.

Как добраться?
22 км к западу от Лимасола

Когда?
Раскопки открыты для осмотра ежедневно с 7.30 до 19.30 в летний сезон, и с 7.30 до 17.00 в период c 1 октября по 31 мая.

С необычными изображениями свастики и рыбы я столкнулась в Курионе, замечательном музее под открытым небом. Раскопки города Курион открыли не только развалины когда-то стоявшего на вершине и процветавшего много веков назад города, но и целый пласт истории.

Там, разглядывая руины каменных стен, купален и залов когда-то большого и богатого дома, так называемого «Дома Евстолиуса», очень удобно для обозрения прикрытого изогнутым деревянным навесом, я заметила в напольной мозаике знакомое изображение рыбы и тут же, неожиданно для себя, изображение свастики. Знала, конечно, что этот символ происходит из Индии, Центральной и Восточной Азии. Но удивительно и неожиданно было встретить его здесь. Захотелось узнать больше, и вот какие сведения удалось собрать.

Оказывается, этот символ присутствовал на древних монетах Кипра и Крита. Форма свастики на одной из мозаик выглядела как двойная спираль, что, как я позже узнала, символически изображает единство и баланс противоположных начал – мужского и женского, инь и ян. В морских цивилизациях, к которым принадлежал и народ Кипра, мотив двойной спирали также обозначал отношения, связывающие противоположности, и был знаком Верхних и Нижних вод, а кроме того изображал процесс возникновения жизни. Другое название свастики – «гаммадион» – представляет этот символ в виде связки из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи.

Свастика – это древний солярный знак, один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деление года на четыре сезона. Изначально свастика понималась как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Если посмотреть внимательно на изображение свастики из Куриона, несложно заметить, что символы, вплетенные в орнамент, не одинаковые, они как бы зеркально отражаются, и это не декоративный мотив, а глубокая философская идея движения мира в двух направлениях – по часовой стрелке и против. Подобно известному символу инь-ян, свастика тоже является дуальным, двойным знаком, который имеет разный смысл в зависимости от направления: вращающаяся по движению часовой стрелки свастика представляет мужскую энергию, против часовой – женскую, иллюстрируя вечное противостояние положительного и отрицательного, которые, тем не менее, являются единым целым.

Свастика – слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благо-состояние», «благо-получие». Есть и другое толкование для этого слова: санскритское «су» – «Солнечная птица» и Астика – божество времен года. Как благоприятный знак, свастика изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами. Такой символ означает концентрацию, «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управление энергией.

Левостороння свастика, напротив, означает выход из-под контроля физических сил и инстинктивных побуждений, разрушение баланса и гармонии и создание препятствия для действия высших сил. При этом направлении движения отдается предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу материи. Закрученная против часовой стрелки свастика представляется также символом черной магии и негативных энергий. В конце XIX века никому не известный мальчик Адольф Гитлер, ученик школы бенедиктинского монастыря в Ламбахе, входил каждый день в монастырские ворота, украшенные свастикой. К слову сказать, именно левосторонняя свастика стала эмблемой Третьего рейха – однако фашисты позаимствовали ее не из христианской культурной традиции, а древнеиндийской, считая себя потомками древних ариев, в их представлении – высшей расы человечества.

В Индии свастика издревле считалась солярным, солнечным знаком – символом жизни, света, щедрости и изобилия и была связана с культом бога Агни, чье имя сохранилось в славянских языках в наименовании огня. Именно в форме свастики делался деревянный инструмент для добывания священного огня трением. Его плашмя клали на землю, углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Да и сегодня в Индии этот знак пользуется огромной популярностью.

Знаменитый польский путешественник и писатель Антоний Фердинанд Оссендовский, знаток Сибири и Дальнего Востока, утверждал, что Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень. Якобы потом этот перстень оказался у монгольского наместника, на руке которого он и видел его в двадцатых годах прошлого века. Конечно, принадлежность перстня великому завоевателю больше похожа на легенду, но факт остается фактом – в среде высшей восточной знати еще в прошлом веке знак свастики пользовался большим уважением.

От древних индийцев символ свастики был позаимствован эзотерическим буддизмом. В этом религиозном учении свастика называется «Печатью сердца» и, по преданию, она находилась на сердце Будды. Ее изображение буддисты кладут на сердце посвященных после их смерти. Вместе с буддизмом свастика проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, называемый также молотом Тора: аналогичный крест был найден Генрихом Шлиманом при раскопках Трои – не так и далеко от Кипра.

При раскопках на острове Крит обнаружили изображение закругленной свастики из растительных элементов. Затем свастика в преображенном виде превратилась в Мальтийский крест из четырех сходящихся в центре треугольников. Неудивительно, что в раннем христианстве этот популярный символ тоже нашел применение: его называли гаммированным крестом, то есть составленным из букв «Г». До конца Средних веков свастика считалась одной из эмблем Христа наряду с рыбой и другими.
В Курионе свастика изображена на мозаичном полу когда-то роскошного дома, скорее, даже, дворца – орнамент, в котором многократно повторяются свастики, обрамляют прекрасно выполненные изображения птиц и рыб и надпись с именем Христа. Случайно ли такое соединение символов?

«Входи же на удачу этого дома» – выложено мозаикой при входе в дом Евстолиуса – достоверно неизвестно, правда, в самом ли деле этот дом принадлежал Евстолиусу – человеку, который и в самом деле жил некогда в Курионе. Этот человек похвалился в надписи, датированной концом IV века, что он пожертвовал собственные бани и пристройки к дому горожанам, пострадавшим от землетрясения, дабы не оставлять сограждан в «презренном страдании» – а в раскопанном археологами богатом доме бань действительно было несколько, устроенных по всем правилам инженерного искусства – с подогреваемыми полами, керамическими водопроводами и канализацией, к тому же украшенных высокохудожественными мозаиками.

Как бы там ни было, дом этот, несомненно, принадлежал христианину, уважавшему религиозную символику и с пиететом относившемуся к имени Христа. Правда, и языческих изображений в доме тоже достаточно – и среди них великолепно выполненный портрет молодой женщины, подписанный словом «KTICIC» – «Творение», помещенный, по всей видимости, в длинном коридоре или в зале дома. А следом за портретом – настоящий каменный ковер из множества переплетенных свастик…

Вполне возможно, не встреть я этот символ, прошла бы мимо, скользнув взглядом по одной из бесчисленного множества исторических реликвий острова – но знак свастики неожиданно остановил и заставил задуматься. Наверное, это и есть встреча с живой историей, позволяющей представить ее не в виде дат и имен царей и полководцев, а как бы погрузиться в то время, прочувствовать.

Жаль, конечно, что у русских этот символ вызывает исключительно отрицательное отношение, поскольку воспринимается знаком вероломного и жестокого врага, а о его ином значении и происхождении люди обычно не задумываются – но момент истины всегда наступает. Стоит лишь самому пристально всмотреться в исторические памятники, положив руку на древние камни.